Возраст – первое, от чего родители отталкиваются при выборе начальной школы для ребенка. Но как понять, во сколько лет ребенок на сто процентов готов к серьезному обучению? В шесть, семь или ближе к восьми годам? Детские психологи пришли к выводу, что гораздо важнее такое понятие как готовность ребенка к школе.
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
Что такое готовность ребенка к школе?
Готовность ребенка к школе можно условно разделить на четыре компонента:
Социальная готовность
Ее также называют личностная готовность. Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Детские психологи рекомендуют родителям интенсивно развивать этот навык у детей минимум за год до поступления в школу.
Существует мнение, что социальная готовность лучше развита у тех, кто до школы посещал детский сад. Так ли это на самом деле, ответить сложно, потому что все зависит от уровня дошкольного образовательного учреждения, воспитательного вектора и программы обучения. Процесс социализации может происходить не только в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и общается с окружающими, активно познает мир.
О готовности ребенка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (красивый пенал, модная одежда или новый рюкзак), а стремление к новым знаниям и любознательность.
Психологическая готовность
Психологическая готовность – это степень развития высших психических функций: мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы. В последние годы к этой категории также относят развитие soft skills, или гибких навыков, то есть умение ребенка контролировать свое поведение и эмоции, его уровень самостоятельности. О психологической готовности к школе говорит определенный уровень самооценки у ребенка. Так, нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для адаптации к новой среде.
Интеллектуальная или специальная готовность
Интеллектуальная готовность касается навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий. Это опять же счет и письмо, умение отступать 4 клетки сверху, не выходить за контуры рисунков и поля. Но с точки зрения нейропсихологии гораздо важнее, чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи – именно эти критерии говорят о том, что ребенок интеллектуально подготовлен к школе.
Физическая готовность
Зачастую при поступлении ребенка в школу упор делается на интеллектуальную готовность. При тестировании во многих общеобразовательных учреждениях до сих пор просят прочитать отрывок из популярного детского рассказа и используют другие приемы для оценки уровня развития и широты кругозора. Мало где проверяют умение прыгать, стоять с закрытыми глазами на одной ноге, останавливаться по сигналу.
К элементам физической готовности также относится развитие пространственной и зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя, держать осанку. Отдельно стоит выделить и подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша).
Кроме этого, преподаватели должны обращать внимание на развитие уровня нейродинамической регуляции: возможность высидеть спокойно урок продолжительностью 30-40 минут, концентрироваться и удерживать внимание на определенных заданиях.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Вот 20 базовых навыков, по которым можно понять, насколько ребенок подготовлен к обучению в общеобразовательном учреждении. Итак, перед поступлением в школу ребенок должен:
- во время активных игр уметь совершать точные и плавные движения (например, ловить и бросать мяч);
- быстро и без затруднений собрать мелкие и крупные объекты в коробку, сортировать их по формам, размеру и цветам;
- прыгать на одной и двух ногах;
- хорошо ориентироваться в пространстве, знать, где право и лево, верх и низ;
- в течение 15-20 минут концентрироваться на одном деле, требующем терпения и выдержки;
- понимать рисунки, простые схемы и объяснять, что он на них видит;
- давать оценку событиям, историям и сказкам, сопереживать людям и оценивать реакцию окружающих;
- представлять в уме;
- пересказывать истории и рассказы;
- рисовать как простые объекты (дерево, солнце, дом, реку), так и сложные сюжеты, проводить прямые и изогнутые линии, закрашивать рисунки, не выходя за контур;
- лепить из пластилина и других материалов;
- владеть ножницами, вырезать разные геометрические фигуры из бумаги;
- запоминать события и фразы, места нахождения разных вещей;
- слышать ритм и уметь его повторить;
- считать до десяти;
- уметь налаживать контакт с другими детьми и вежливо обращаться с окружающими;
- самостоятельно себя обслуживать: надевать куртку, складывать вещи, завязывать шнурки, выполнять гигиенические процедуры, аккуратно есть и помогать по дому;
- понимать смысл действий взрослых людей в общественных местах;
- уметь просить о помощи;
- знать свои ФИО, адрес проживания, дату рождения и возраст, времена года, названия животных и птиц с насекомыми, овощей и фруктов, видов транспорта.
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник | 15.00 | 17.00 |
Вторник | 15.00 | 17.00 |
Среда | 15.00 | 17.00 |
Четверг | 15.00 | 17.00 |
Пятница | 15.00 | 17.00 |
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию